Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:

Исторические факторы развития поселения, его политико-правовые основы

Первые сведения о селе Дубовый Умет мы узнаем из газеты «Самарские губернские ведомости» напечатанной в 27.02.1854 году, № 9, неизвестным корреспондентом, в части неофициальной (ибо эта газета делилась на официальную и неофициальную части). В статье рассказывается следующее:

 «В 30 верстах от города Самары, по Уральской дороге, есть село, называемое Дубовый Умет. Если смотреть от города, с берегов реки Самары в ясный день, то видны ветряные мельницы этого села и колок (лесок), в одной версте от села, но самое село лежит во впадине. Назад тому лет 70 или 75 были на месте его только две земляные избы, с дворами, и они-то служили для проезжающих приютом от трудностей пути и бурных непогод в зимнее время (значит, зарождение села произошло после Пугачевского восстания (1773 - 1775) в царствование Екатерины 11 (1767 - 1796)). Эти подворья на дороге в Уральск носили названия уметов. Земляные избы были построены при овраге, а подле оврага был дубовый лесок. Отсюда нынешнее село получило свое название. Старожилы рассказывают, что Умет содержали сперва самарские купцы Таганцев и Халевин, снимавшие тут землю из оброка, в казне. После них содержал Умет крестьянин Захаров, которого сын, теперь уже старик, удельный крестьянин, доселе жив, (то есть до 1854 года) и живет в селе Дубовом Умете. Первые поселенцы этого села чистая Мордва, только в числе 24 душ перешедшие с реки Мочи (Чапаевка) из села Томылова, вниз по Волге, в 35 верстах от города Самары. Род первых поселенцев и доселе не выродился (т. е. до 1854 года, возможно, что это родоначальники и теперешних дубовоуметских фамилий). Это Захаров, Суров, Бурдасов, Гаров, Тумов и прочие. Мордва пришла сюда вскоре после Пугачевщины, как припоминают старики из первых поселенцев. Уральская степь в то время была в собственном смысле привольем: было, где на ней размыкать горе и показать удальство. Малонаселенная и пустынная степь эта была притоном для беглых людей различного звания: крестьян, солдат, казаков, и вообще так называемых «гулящих» людей и бродяг, которые обыкновенно тут принимались за разбой и грабеж.

          Малое селение росло, росло и, в седьмую народную перепись, имело уже у себя 312 душ. В 1807 году дубовские жители вместе с жителями, тогда деревни, а ныне (1854) села Березового Гая, имевшего в 7-ю ревизию 199 душ, и расстоянием от Дубового Умёта в 10 верстах, выпросили дозволения Начальства построить у себя церковь каменную. На добровольные приношения просителей в этом же году она заложена, небольшая, однопрестольная, во имя Покрова Божия Матери; а в 1814 году она свешена. Многим церковь обязана старосте - местному крестьянину Ганину, который содержал храм в приличном святилищу виде. Было время, когда это село считалось одним из первых богатых сел в Самарском уезде, впрочем, и ныне оно не из бедных. Селение устроено опрятно. Дома из красного леса, приобретаемого в Самаре. Избы и амбары все почти крыты тёсом; расположены в одну длинную улицу вдоль Уральской дороги. Реки в селении нет, а есть по оврагам небольшие родники; и потому при каждом доме колодезь, тут поят и скот, тут часто моют и бельё; из них берется вода на все домашние потребности. Лесу по оврагам немного, он растёт чиво (капризно), жаль, что мало бережётся. Породы его: дуб, осина, береза, липа, вяз и чернотал. В лесу есть дикорастущие плодовые деревья: яблоня, вишня, тёрн, черная смородина и малина.

       Жилые избы отапливаются кизяком, который горит тихо и медленно.

         В дачи села (в угодьях) водятся следующие звери: волки, зайцы, хорьки, горностаи и лисы Главная деятельность крестьян сосредотачивается на хлебопашестве; когда земли были новы, сеялись только яровые хлеба: пшеница, овес, ячмень, горох, просо; ныне стали (1854 г.) сеять и рожь; ныне вводится в употребление и соха; а сначала, кроме плуга, не знали ее.   Для домашнего обихода сеют коноплю и лён. Скотоводство держится довольно в значительном размере; есть крестьяне, которые имеют лошадей до 20 в упряже; порода лошадей обыкновенная; рогатый скот вообще мелкий, выродившийся, малороссийский; овца русская, немного помесь с черкасскою. Свиней почти не водят; птицы домашней: гусей, уток немного; кур, индеек достаточно.

          Трое хозяев разводят сады, но не очень рачительно; не достает рациональности в этом деле. А грунт и климат благоприятствуют садоводству. Огороды есть почти при каждом доме, но небольшие. На них часто сеют картофель, капусту; арбузы, дыни, огурцы и другие корнеплодные овощи сеют на полях. В хороший год бахчи дают хорошую прибыль.

         Пчеловодством занимаются в селе дома три или четыре, и то не в значительном количестве. Пчела, говорят, плохо ведется; но мед в иной год получается высокого сорта. Главная причина безуспешности развития этой чрезвычайно выгодной отрасли сельского хозяйства скрывается в незнании ухода за пчелой.

         Состоятельные крестьяне занимаются перекупкою хлеба, везомого в г. Самару, и получают порядочные выгоды. Другие получают доход от сдачи квартир и амбаров, от перевозки хлеба, покупаемого купцами в г. Самару. Дома два занимаются гуртами, и не без пользы. Многие из жителей, особенно в зимнюю пору, получают хороший доход от постоялых дворов. Недавно здесь в селе открыты базар и ярмарка, кои, впрочем, по близости города жителям не дают больших выгод.

        Характер жителей Дубового Умёта: трудолюбивы, бойки, развязны, веселы и благочестивы. В 1861 году крестьяне, «ободранные, как липки», получили «Царскую свободу». Большинство крестьян продолжало жить в небольших крытых соломой избах. Но зажиточные крестьяне, особенно кулаки, строили себе дома в два и полтора этажа. Некоторые из таких домов сохранились до сих пор. В них размещены магазин, правление сельпо, аптека. В селе имелось три лавки, содержателями которых были Миронов, Иванушкин, Постников; две чайных, четыре кабака, дома старшины, старосты, урядника, попа».

         В 1868 году была открыта церковно-приходская школа. До этого дети обучались грамоте у дьячка в церковной сторожке. Что из себя  представляла школа видно из жалобы учителя Василия Москалева, написанной им 11 мая 1868 года на имя сельского старосты Петра Сёмочкина: «Так как в прошедшую зиму помещение для училища было очень холодное по случаю, которого было иногда с трудом продолжать занятие, а в сильные ветра и бураны едва только защищали себя от холода на печке под тулупом и занятия с мальчиками по случаю свирепствующего в училищном помещении холода и думать было невозможно, которые в таких случаях постоянно отпускались домой, отчего действительно происходила некоторая неуспеваемость в обучении мальчиков».

К этой жалобе был приложен именной список учеников - 33 мальчика и ни одной девочки.                               

В 1871 году в селе побывал Лев Толстой, в честь которого в селе открыт музей [

            Больницы в селе не было, был фельдшерский пункт.  Больница в селе появилась только в 1911 году, а строить ее начали примерно        с 1907 - 1908 года. Вместе со школой до революции они составляли  печальное зрелище. Строило больницу земство.

К  1917 году село стало кулацким гнездом. Все лучшие земли - больше 12 тысяч десятин принадлежали кулакам и духовенству. Бурные события Октября переворотили всю Россию, поставили ее на ноги. 3авихрилось новое время. В Дубовом Умёте была теперь Советская власть.   Не раз в село врывались белогвардейские отряды.  Однажды в село вошли белочехи. Их встретил набатный гул колоколов, известивший жителей о враге, которые были в это время в поле, на гумнах, было горячее время молотьбы. Молодые парни, чувствуя опасность, притаились в погребах, чтобы не попасть под насильственный набор в белочешские отряды.

На гул колокола собралось все население старшего возраста и дети. Чехи потребовали подводы, лошадей запасы хлеба, новобранцев в свои отряды, но жители сурово встретили незваных гостей. Несмотря на угрозы чехов расстрелять все население, ни один из дубовчан не захотел выполнить их требование. Тогда из установленных на повороте дороги пулеметов и у больницы они открыли стрельбу, начали силой забирать лошадей.

             В 1917 году в селе установилась окончательно Власть Советов. Первым секретарем была избрана Белопоркова Пелагея.

            1921 год.    17 губерний Поволжья охвачены голодом. Голодовка захватила и Дубово-Уметскую волость.  Вот тогда и посетил Дубовый Умет  великий норвежский ученый Фритьон Нансен,   по свидетельству Антона Ракитина: «Нансен вместе  с представителями РОСТА и губисполкома выехал в Дубово-Умётскую волость Самарского уезда». Это было  3 декабря 1921 года. Результатом этого посещения явилась организация колонии по помощи голодающим Дубового Умёта.  

 

1 августа 1945 года на Куйбышевский элеватор прибыл первый хлебный обоз. 47 грузовиков с зерном пришли из хозяйств Дубово-Уметского района. Они доставили первые пять тысяч пудов хлеба нового урожая.             

                 Газета "Волжская коммуна" в декабре 1945 года писала: «Колхозы Дубово-Уметского  района - им. Чапаева, "Новый путь", им. Молотова и другие готовятся отметить Новый год традиционной ёлкой для детей.  Правление колхоза им. Кагановича выделило на елку 1000 рублей и 50 кг продуктов. Закуплены игрушки-украшения, игрушки-подарки. Привезена и поставлена елка.  В колхозе им. Кирова Яблоно-Овражского сельсовета на елку приглашено более 100 детей».

              Рождение района относится к 1937 году, когда Постановлением ВЦИК было проведено преобразование Молотовского городского района г. Куйбышева в Молотовский (сельский) район с непосредственным подчинением Куйбышевскому облисполкому. Указом Президиума Верховного Совета от 10 августа 1957 года Молотовский (сельский) район был переименован в Волжский район.

             60- годы характеризовались дальнейшим развитием стационарной службы района, что способствовало повышению доступности больничной помощи жителям села. В этот период Дубово-Уметская больница расширилась до 100 коек.

             С тех пор границы поселения менялись неоднократно, как и наименования:   Дубово-Уметский Сельский  Совет на основании Постановления Администрации Волжского района № 1731 от 11.10.1993 г. был переименован  в Дубово-Уметскую сельскую Администрацию, Дубово-Уметская  сельская Администрация  на основании Постановления Администрации Волжского района № 1269 от 25.11.2003 г. была переименована от Дубово-Уметскую волость. В соответствии с вступлением  Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  на основании Постановления Администрации Волжского района  № 996а от 31.10.2005 года  Дубово-Уметская волость была ликвидирована.

 Законом  Самарской области от 25 февраля 2005 г. N 41-ГД  "Об образовании городских и сельских поселений в пределах муниципального района Волжский Самарской области,

наделении их соответствующим статусом и установлении их границ" и  в соответствии со статьей 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" образовано:

 - сельское поселение Дубовый Умет муниципального района Волжский Самарской области, включающее село Дубовый Умет, поселок Калинка, поселок Культура, поселок Ровно-Владимировка, с административным центром в селе Дубовый Умет.




Дата создания: 31.07.2015 16:02

Дата последнего изменения: 20.07.2021 19:41

На главную страницу